monogorod.org

Союз Российских городов, созданный в 1991 году, уже почти двадцать лет выполняет функции общероссийской организации, представляющей на федеральном уровне интересы городских муниципальных образований России.

В настоящее время одним из важных направлений в деятельности Союза является оказание содействия российским монопрофильным городам в разработке и реализации программ модернизации и устойчивого социально-экономического и экологического развития. Для этого в рамках Союза создана секция «МОНОГОРОДА», сформированы Экспертный и Инвестиционный советы, к работе в секции привлечены ведущие специалисты экспертного сообщества и руководители муниципальных образований, запущен интернет-сайт (http://monogorod.org), как информационная и обучающая площадка.

Основная задача для Экспертного совета является оказание помощи моногородам в подготовке и реализации Комплексных инвестиционных планов модернизации моногорода (КИПММ). КИПММ сегодня признан уникальным инструментом управления рисками и развитием монопрофильного муниципального образования, который оказался востребованным и для остальных, немонопрофильных поселений Российской Федерации. КИПММ позволяет проанализировать ситуацию в конкретном муниципальном образовании, выявить критические риски и выстроить парирующие их меры для вывода города из зоны неуправляемых рисков, перехода в режим воспроизводства. Реализация КИПММ на практике дает возможность осуществить реальную модернизацию экономики города, достигнуть долгосрочную социально-экономическую устойчивость его развития, обеспечить рациональную занятость населения.

Представители Экспертного совета приняли непосредственное участие в подготовке КИПММ городов: Нижний Тагил, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Гуково, Зверево, Тутаев, Сердобск и др., в разработке находятся: Фролово, Аша, Таштагол и др.

Союзом российских городов совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации организованы и проведены серия мероприятий в поддержку развития российских моногородов, в рамках выездных заседаний Межведомственной рабочей группы распространялся опыт разработки КИПММ посредством специальной программы мастер-классов. Заседания, совмещенные с мастер-классами экспертов Союза, состоялись в Москве, Великом Новгороде, Ростове-на-Дону, Кемерово. Данные выездные заседания позволили Минрегиону России охватить максимальное количество монопрофильных муниципальных образований в различных федеральных округах Российской Федерации, муниципальные власти в свою очередь получили возможность напрямую говорить с федеральными структурами, а рекомендации членов межведомственной рабочей группы и экспертного сообщества помогли правильно организовать работу и пройти «первые чтения» подготовленных ими комплексных инвестиционных планов модернизации своих городов, правильно организовать работу по их реализации.

Впервые за последние десятилетия начата деятельность по разработке программного инструмента диверсификации экономики моногородов, а также системного решения накопившихся социальных проблем, основным принципом которого является поддержка только тех инновационных проектов и программ, которые позволяют обеспечить устойчивое развитие моногородов в долгосрочной перспективе.

В ходе разработки КИПММ ряда муниципальных образований отдельным разработчикам удалось дополнить и развить этот концептуальный подход путем развертывания инструментально-методической оснастки его и в итоге выйти на создание добротных экспертных образцов КИП. Параллельно, благодаря деятельности Межведомственной рабочей группы Минрегиона РФ и Рабочей группы по модернизации монопрофильных городов Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, удалось сформировать организационный и процедурный разделы механизма поддержки монопрофильных муниципальных образований на базе рассмотрения КИП каждого из них. Одновременно "на местах", в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях сложились успешные организационные практики поддержки разработки, продвижения и сопровождения КИПММ.

Опыт показал, что выстраиваемые инвестпроекты в рамках КИПММ должны базироваться на главной задаче: выводе моногорода из зоны неуправляемых рисков, переходе в режим воспроизводства и обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Это достигается путем реализации вышеназванных мер (инвестпроектов), обеспечивающих модернизацию городской экономики. Невозможно реализовывать сценарии инновационного пути развития (о которых заявлено в большинстве комплексных программ социально-экономического развития городов подготовленных до кризиса) без устранения технологического и иного отставания (прежде всего, инфраструктурных ограничений). При этом КИПММ не должен рассматриваться лишь как инструмент "выбивания" федеральных ресурсов, про который потом забудут. Это долгосрочный (по крайней мере трехэтапный - до 2020 года - документ).

По данным социологического опроса можно сказать, что сегодня разработка КИП в большинстве случаев рассматривается администрациями моногородов и субъектов как документ необходимый для понимания путей развития муниципального образования и выбора необходимых для этого стратегий и финансовых механизмов (более 88% опрошенных), часть руководителей (около 12%) понимает роль этого документа достаточно узко: как "входной билет" для получения федеральных средств, не учитывая его более глобальную роль именно, как инструмента управления рисками и развитием города, как единого хозяйственного комплекса.

По состоянию на 01 ноября 2010 года около 170 моногородов разработали КИПММ и представили их в Минрегион России.

Совокупность изложенных выше обстоятельств выявило ряд фактов, которые дополняют и развивают заявленную Минрегионом РФ позицию о том, что проблема моногородов является не конъюнктурной, а долгосрочной, стратегической проблемой. Важнейшими из таких вскрытых фактов выступают:

- факт, состоящий в том, что потенциал (мощная социальная энергия), накопленный в моногородах, может быть путем применения новых управленческих средств, каким является КИП, направлен на созидание, и тем самым отдельные моногорода могут стать общероссийскими центрами не просто опережающего, а именно прорывного роста. Причем, с наименьшими затратами со стороны федерального бюджета;

- факт, вскрывающий, что за проблемой монопрофильных городов скрывается проблема недореформирования России. По сути дела, население моногородов оказалось заложниками собственников градообразующих предприятий.

Государственная поддержка моногородов направлена на обеспечение устойчивости положительных тенденций в экономике посредством проведения активной упреждающей политики по реструктуризации экономик моногородов, ситуация в которых может оказать негативное влияние на экономику целых регионов и отраслей. При этом основной акцент делается не на поддержке занятости на неэффективных градообразующих предприятиях, а на реструктуризации этих предприятий, создании альтернативных рабочих мест, диверсификации экономики моногородов, в том числе через формирование отдельных программ по развитию малого бизнеса в моногородах, включающие создание с привлечением бюджетных средств технопарков и бизнес-инкубаторов

Основные направления развития моногородов состоят в следующем:

- модернизация существующих производств, имеющих конкурентоспособный потенциал: сокращение переменных издержек, ориентация на выпуск товаров и предложение услуг с высокой добавленной стоимостью;

- поиск дополнительных экономических специализаций, диверсификация городской экономики посредством развития малого и среднего бизнеса в таких сферах как мелкотоварное производство по индивидуальным заказам, малоэтажное строительство и производство строительных материалов, сфера обслуживания, развитие информационно-коммуникативных технологий, модернизация коммунальной инфраструктуры. Развитие малого и среднего бизнеса потребует создания инфраструктуры поддержки предпринимательства: инкубаторов и технопарков;

- превращение в центр координации развития районного агропромышленного комплекса, переработка сельскохозяйственного сырья и поставка готовых продуктов на рынки агломераций и крупных городов;

- ускоренное развитие отвечающего потребностям местной экономики человеческого капитала;

- оказание инфраструктурных, транспортных и логистических, туристско-рекреационных и иных услуг для нужд агломераций и крупных городов.

Комплексные инвестиционные планы (КИП) или внедрение современных технологий управления развитием территорий. Новые горизонты сотрудничества Союза российских городов (СРГ) и Минрегиона России по разработке и реализации программ модернизации и управления устойчивым социально-экономическим развитием городов.

Предложение Экспертной группы Союза российских городов для администраций муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. Развитие городской экономики на базе Комплексного инвестиционного плана модернизации и развития города с использованием методических подходов Минрегиона России, лучшего российского и международного опыта экспертов Союза российских городов.

Цель: вывод города в состояние «экономики развития» через применение новых подходов к реализации технологий устойчивого социально-экономического развития территории.

Миссия проекта: реализовать новые конкурентные решения.

Специальные цели и задачи пилотного проекта на принципах «КИП под ключ»:

•Перевести город из состояния «А» в состояние «Б», отвечающему базисным условиям «экономики развития» – (модернизация+ развитие городской экономики).

•Реализовать на практике новую технологию перехода к устойчивому социально-экономическому развитию (КИП города): перевод антикризисного управления в управление развитием (точнее - управление рисками).

•Актуализировать (скорректировать) имеющуюся стратегию развития города. Определить тип и ресурсы для корректирующего воздействия (парирование рисков «несостоявшейся стратегии»).

•Реализовать программно-целевой подход, в т.ч. через кластерное развитие, формирование ТПК и др. Выйти на возможный агломерационный вектор развития, когда потенциал города увеличивается многократно, а результаты социально-экономического развития ощутимы уже в кратко- и средне- срочной перспективе.