Отчеты

 

Мы благодарим всех, кто принимал участие в работе Союза. За этот год у нас появились новые члены организации, к нам присоединились авторитетные и профессиональные эксперты, появилось больше друзей и сторонников наших идей, проектов, планов.

Для всего муниципального сообщества 2014 год запомнился юбилейным событием.  Исполнилось 150 лет земской реформе. Эта реформа стала первым шагом России в создании местного самоуправления, попыткой уйти от руководства путем централизованных бюрократических указаний. Предполагалось, что создаваемые губернские и уездные земства, обладая реальными знаниями местных условий и нужд, сами смогут решать повседневные и стратегические вопросы развития своих территорий. Деятельность земств и городского самоуправления в России была многогранна и имела широкий общественный резонанс, практика местного самоуправления привлекла к себе внимание и власти, и общества.

 

I. Работа руководящих органов Союза

 

Общее Собрание Союза российских городов состоялось в Ростове-на-Дону 22 апреля 2014 года и было приурочено к празднованию Дня местного самоуправления.

 

         В юбилейный год в рамках Общего собрания Союз российских городов 22 апреля в Ростове-на-Дону провёл научно-практическую конференцию «Роль местного самоуправления в развитии государства и общества: опыт земского и городского самоуправления для современности». Этот город не случайно был выбран для проведения юбилейной конференции.

В Ростовском университете с 1923 до конца 30-х годов работал классик отечественной муниципальной науки Л.А. Велихов, чей труд «Основы городского хозяйства» - наиболее цитируемый современными исследователями и практиками местного самоуправления.

         В рамках Общего Собрания прошло торжественное открытие   мемориальной доски Льву Александровичу Велихову на здании Южного Федерального университета. На этом событии присутствовал его племянник, секретарь Общественной палаты РФ академик Евгений Павлович Велихов. 

 

 

Согласно Уставу Союза состоялись все четыре заседания Правления

 

14 марта в Москве в Министерстве регионального развития РФ членами Правления были рассмотрены материалы, подготовленные Экспертным советом СРГ на основе предложений, поступивших от городов - членов Союза, по Перечню поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в части совершенствования местного самоуправления. По итогам были разработаны предложения для федеральных органов власти по совершенствованию системы местного самоуправления в Российской Федерации, которые были внесены от имени Союза российских городов, Ассоциации малых и средних городов России, Ассоциации городов Поволжья, Союза Центра и Северо-Запада России, Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Ассоциации «Города Урала».

 

21 апреля в Ростове-на-Дону членами Правления были подведены итоги деятельности Союза за 2013 год и утверждены задачи на 2014.

 

7 октября в городе Грозный состоялось Правление, на котором были рассмотрены изменения Устава Союза российских городов, была учреждена Автономная некоммерческая организация «Агентство по социально-экономическому развитию агломераций».

В сосав Правления вошли новые члены:

Локоть Анатолий Евгеньевич, Мэр города Новосибирска;

Носов Сергей Константинович, Глава города Нижний Тагил;

Колягин Георгий Семенович, Глава города Ставрополя;

Ялалов Ирек Ишмухаметович Глава, Администрации городского округа город Уфа.

 

14 ноября в Государственной Думе РФ прошло четвёртое заседание Правления Союза российских городов. На нём присутствовали:
Азаров Дмитрий Игоревич, Председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;

Воронова Татьяна Геннадьевна, Заместитель начальника Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации;

Кидяев Виктор Борисович, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

         В связи с заявлением о прекращении полномочий Президента Союза российских городов Чернышева Михаила Анатольевича, Президентом Союза российских городов избран Станислав Иванович Мошаров, Глава города Челябинска.

         Утвержден новый количественный состав Правления Союза в количестве 21 человека.

Создана Рабочая группа Союза российских городов по мониторингу и анализу правоприменения Федерального закона №136-ФЗ.

 

 

 

 

II. Экспертно-аналитическая деятельность

 

Экспертно-аналитическая деятельность СРГ осуществляется в рамках Экспертного совета. Практика показала, что верным было решение не создавать списочный состав Совета, а формировать мобильные группы экспертов по проблемам, требующим решений. Так в этом году продолжили свою работу и были вновь созданы следующие рабочие группы:

 

Рабочая группа по мониторингу и анализу правоприменения Федерального закона№136-ФЗ

Принятие Федерального закона №136-ФЗ означало новую масштабную реформу местного самоуправления, в результате которой серьезно поменялась структура органов местного самоуправления и разграничение полномочий между органами публичной власти. При этом впервые за последние 10 лет регионы получили право принятия ключевых решений, определяющих формат организации местного самоуправления на той или иной территории: право принимать законы, устанавливающие структуру управления российскими муниципалитетами и право перераспределения полномочий внутри соответствующего субъекта Федерации.

Союз Российских городов практически сразу после начала реформы начал полномасштабный мониторинг реформы и создал рабочую группу, которая активно отслеживает принятие соответствующих региональных законов и организует систематический обмен мнениями о ходе и результатах реформирования местного самоуправления. Выпущена брошюра «Итоги муниципальной реформы 2014 года. Реализация в законах субъектов Российской Федерации».

 

Рабочая группа по маркетингу и брендингу территорий

На сегодняшний день это первая в России структура, которая занимается вопросами маркетинга территорий с учетом реалий российских городов. Целью деятельности Рабочей группы является обобщение эффективных маркетинговых практик территорий и содействие в их применении муниципальными образованиями. Первое заседание состоялось в мае 2014 года в Москве. На втором заседании, которое прошло при поддержке Администрации города Иркутска 17 ноября 2014 года, прозвучали презентации уже выполненных работ по маркетингу территорий участниками Рабочей группы - представителями городов. Среди докладчиков были представители Череповца, Краснодара и Иркутска. Также на мероприятии присутствовали и участвовали в дискуссии представители Улан-Удэ, Кургана и ГО «Поселок Агинское».  В рамках заседания прошел мастер-класс, и каждый город получил от экспертов практические рекомендации по дальнейшей работе с брендом города.  После мероприятия в адрес городов, выступивших с докладами, была направлена развернутая аналитика, позволяющая скорректировать деятельность по брендингу и маркетингу территорий.

 

Рабочая группа по стратегическому планированию и развитию территорий

Формат работы Экспертного совета Союза позволяет очень оперативно реагировать на все важные события, связанные с деятельностью органов местного самоуправления. Актуальным стало формирование Рабочей группы по стратегическому планированию и развитию территорий, необходимость появления которой была обусловлена подписанным 1 июля 2014 года Президентом России Федеральным Законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Первое заседание рабочей группы состоялось 15 октября 2014 года в Москве при участии Министерства регионального развития РФ и экспертов, занимающихся вопросами разработки стратегий. Деятельность Рабочей группы направлена на содействие участвующим муниципалитетам в выполнении требований Правительства РФ, определении конкурентных преимуществ и использовании потенциалов развития городов в соответствии с современными требованиями.

 

Рабочая группа по государственному и муниципальному частному партнерству продолжила работу в 2014 году. В октябре в рамках II Форума лучших муниципальных практик в городе Грозном состоялось заседание Рабочей группы в рамках секции «ГЧП - практический опыт, модели, инструментарий для органов местного самоуправления».  Экспертами Союза были представлены предложения в проект Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступает в силу с 1января 2016 года.

 

Рабочая группа по разработке моделей управления городскими агломерациями и механизмов межмуниципального взаимодействия в 2014 году провела 2 заседания, в том числе с участием представителей Министерства регионального развития. В рамках деятельности Рабочей группы представители городов и эксперты СРГ приняли участие в семинаре «Практические аспекты формирования городских агломераций.  Французский опыт». Семинар состоялся 16-23 февраля 2014 года во Франции, Эльзас - Париж. Программа семинара была подготовлена при участии Министерства регионального развития и Ассоциации мэров Франции /Association des Maires de France.

В рамках семинара был изучен французский опыт формирования городских агломераций, нормативно правового регулирования межмуниципального сотрудничества, деятельности организаций и структур, созданных и управляемых агломерацией.

На семинаре освещены следующие темы и посещены объекты:

  • Государственная политика урбанизации городов Франции;
  • Правовые, экономические, управленческие аспекты развития городских агломераций;
  • Знакомство с деятельностью Общественного Совета агломерации Страсбурга;
  • Знакомство с деятельностью Агломерации коммун Кольмара;
  • Посещение управляющей структуры по созданию агломерации «Большой Париж»
  • Посещение и знакомство с организациями и структурами, созданными и управляемыми агломерацией: Дворец Конгрессов; Центр городского транспорта агломерации; Завод по сжиганию бытовых отходов; Техно парк; Культурный центр; Дом Правосудия и Права для жителей агломерации.

В конце 2014 года Рабочая группа по разработке моделей управления городскими агломерациями и механизмов межмуниципального взаимодействия прекратила свою работу в связи с тем, что Союзом российских городов была учреждена Автономная некоммерческая организация «Агентство по социально-экономическому развитию агломераций» (АСЭРА). Генеральным директором Агентства назначен руководитель Рабочей группы Кузнецов Юрий Григорьевич. Основная деятельность СРГ по развитию городских агломераций в настоящее время осуществляется в рамках Агентства. К работе в Агентстве привлечены ведущие российские эксперты в области стратегического планирования и инвестиционного консультирования, юристы, специализирующиеся на вопросах муниципального и государственного управления, специалисты по бюджетному финансированию.  Экспертами Агентства подготовлены Методические рекомендации по организационным схемам управления городскими агломерациями. Актуальность данной работы подтверждается тем, что Методические рекомендации уже прошли 3 издания. В настоящее время готовятся Методические рекомендации по схемам финансирования деятельности агломерации и агломеративных проектов.

         С участием экспертов Агентства подготовлена Концепция Федерального закона

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях развития межмуниципального сотрудничества (вариант: в целях развития городских агломераций)».

 

III. Форум лучших муниципальных практик.

Безусловно, событием 2014 года стал прошедший в Грозном II Форум лучших муниципальных практик.  Анализируя итоги Форума, мы еще раз убедились в том, что муниципальные практики – одна из актуальнейших тем не только для экспертного сообщества, но и, конечно, для самого местного самоуправления.

К сожалению, отсутствие постоянного взаимодействия с муниципальными образованиями делает эту деятельность экспертных институтов поверхностной и неэффективной. Именно поэтому Союз российских городов стал инициатором мероприятия, которое бы могло показать, что в городах России накоплено достаточно интересного опыта эффективного управления территорией, который должны знать все руководители и специалисты муниципалитетов.

Пензенский Форум 2013 года наглядно показал необходимость проведения подобных мероприятий, и важность привлечения к его работе как можно большее количество муниципальных образований России.

 В октябре 2014 года, в городе Грозный при поддержке Совета муниципальных образований Чеченской Республики и при поддержке Совета депутатов города Грозный, а также Главы города Грозный Адлана Аламадовича Динаева состоялся II Форум лучших муниципальных практик.

Как и прежде, целью проведения Форума стало создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления путем обмена успешным опытом муниципального управления. В рамках Форума мы предполагали, в частности, определить успешные практики управления муниципальными образованиями, решения вопросов местного значения и лучших специалистов органов местного самоуправления. Очень важным было распространение инновационного опыта муниципального управления, презентация достижений в развитии муниципальных образований, стимулирование деловой активности органов местного самоуправления и муниципальных служащих.

 В организации работы Второго Форума было много нового, что сделало его еще более интересным и эффективным в формировании и пропаганде лучших муниципальных практик. Так, Пленарное заседание прошло в формате большого «круглого стола», что обеспечило живое общение всех присутствующих в зале. После выступления каждого спикера проходила небольшая дискуссия по обозначенной теме. Подобный формат «живого» общения подтвердил актуальность затронутых вопросов и выбранных тем.

Готовясь к проведению Форума, мы провели ряд консультаций с членами Экспертного совета, руководителями Рабочих групп Союза и определили семь тематических секций.

     В каждой секции приняли участие представители многих городов, которые выступили с презентациями муниципальных практик по соответствующей теме. Очень важным в рамках работы тематических секций стало неформальное общение между специалистами, объеденными проблематикой.  Работа секций строилась не по протокольному формату выступлений, а велась как открытое общение после презентаций. Докладчику задавались вопросы, участники вступали в диалог, рассказывая о своем опыте. Коллегиальное обсуждение позволяло выработать оптимальный вариант решения обозначенной проблемы. Подобный формат, а именно интерактивность, стало находкой этого Форума и ключевым отличием данного мероприятия, проводимого Союзом российских городов.

Проведением этого Форума мы подтвердили одну из главных целей своей деятельности – находить конкретные решения задач и проблем, которые возникают у муниципальных образований. 

На заключительном Пленарном заседании участники Форума отметили своевременность поднятых тем и их актуальность для муниципального сообщества. Подводя итоги работы II Форума, нужно отметить, что данное мероприятие стало одной из лучших дискуссионных площадок для российских муниципальных образований, призванной решать задачи, стоящие сегодня перед городами. Работа Форума заложила основу для выстраивания не только вертикальной коммуникации между муниципальными образованиями и федеральными властями, но и, что очень важно, доказала, что города между собой не конкуренты, а партнеры и что развитие продуктивных межмуниципальных связей сегодня особенно актуально.

      Всего на Форуме присутствовали представители из 45 муниципальных образований России, общая численность участников составила более 100 человек.  Наряду с крупными городами, Форум объединил представителей небольших муниципальных образований. И что очень важно, практики, представленные малыми муниципальными образованиями, вызвали большой интерес со стороны других участников. Таким образом, Форум дал возможность представителям малых муниципальных образований ознакомиться с масштабными проектами крупных городов, а представители больших городов смогли увидеть работу «низового» местного самоуправления.

     Во второй день Форума, помимо работы тематических секций, для участников Форума принимающей стороной были организованы деловые визиты на инвестиционные объекты города Грозный: кирпичный завод в Заводском районе Грозного и диализный центр имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова. Также участники Форума смогли ознакомиться с культурными достопримечательностями Чеченской республики: мечетью «Сердце Чечни»имени Ахмата Кадырова, Аргунской мечетью, с архитектурой города Гудермеса.

    Чеченская Республика неслучайно была выбрана местом проведения Форума. В последнее время город Грозный, Совет муниципальных образований Чеченской Республики активно участвуют в работе СРГ. Несмотря на то что республика позднее других регионов России приступила к реализации ФЗ-131, здесь уже накоплен определенный опыт работы местной власти по многим направлениям, есть свои интересные муниципальные практики, в частности в рамках пленарного заседания Форума был представлен проект Совета муниципальных образований Чеченской Республики «Муниципальный депутат».

  1. Форум лучших муниципальных практик проведен в Пензе, II-ой - в Грозном, III-й - в Перми. Концепция выбора места для проведения Форума подразумевает проведение мероприятия в различных городах России с целью популяризации и презентации города, в котором проходит Форум, как на федеральном уровне, так и среди других муниципальных образований России.

      По итогам работы I Форума лучших муниципальных практик в Пензе в 2013 году было выпущено два одноименных сборника, в которые были включены представленные на Форуме практики. С этого времени сбор, систематизации, обобщение и популяризация среди муниципальных образований лучших муниципальных практик стало отдельным самостоятельным направлением деятельности Союза российских городов. Ко II-ому Форуму лучших муниципальных практик было выпущено еще четыре сборника «Лучших муниципальных практик» по различным темам.

        Следуют отметить, что данные сборники распространяются среди представителей федеральной и региональной исполнительной власти и вызывают большой интерес у руководителей и специалистов. Сборники так же отправляются в адрес руководителей муниципальных образований, тематических департаментов и отделов в городах. Подобная практика позволяет дополнительно тиражировать опыт муниципальных образований среди всех заинтересованных лиц.

 

IV. Всероссийский конкурс «Лучший сайт муниципального образования».

 

В целях развития информационной культуры в деятельности органов местного самоуправления и популяризация интернет-технологий в работе муниципальных органов власти на территории Российской Федерации в 2014 году Союз учредил «Всероссийский конкурс на лучший сайт муниципального образования».  Инициативу по проведению конкурса поддержало Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.  

26 сентября 2014 года в городе Уфе состоялась торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса на лучший сайт муниципального образования.

    В этот день в городе собралось 20 представителей российских городов. Свои сайты презентовали следующие города: Воронеж, Усинск, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Краснодар, Курган, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Пермь, Саратов, Ставрополь, Улан-Удэ, Иркутск, Липецк, Череповец, Вологда, Великий Новгород, Омск и Уфа. Все эти города составили шорт-лист Конкурса, проведенного накануне. Всего на Конкурс было прислало более 60 заявок от всех российских городов.

Основная задача Конкурса - стимулирование развития и внедрения информационных технологий среди муниципальных образований. На следующем конкурсе планируется усложнить задачу соискателям и ужесточать требования к участникам, в частности на следующий год в критерии отбора будут включены критерии Рейтинга стран мира по уровню развития электронного правительства, который формирует ООН. Таким образом, Союз российских городов и города России своей совместной работой будут способствовать продвижению России в данном рейтинге на более высокие строчки.

 

               Номинации и победители:

Номинация «Народность»:

1-ое место - Омск

2-ое место - Уфа, Краснодар

3-е место – Нижний Тагил

Номинация «Единая стилистика»:

1-ое место - Вологда

2-ое место – Иркутск

3-е место - Ставрополь

Номинация «Удобство навигации»:

1-ое место - Ижевск

2-ое место - Улан-Удэ, Липецк

3-е место - Пермь

Номинация «Контент / стратегия и перспективы»:

1-ое место – Екатеринбург

2-ое место – Воронеж, Великий Новгород

3-е место – Усинск, Череповец, Саратов

Номинация «Итерактивность»:

1-ое место – Казань

2-ое место – Курган

3-е место – Нижний Новгород

 

V. Взаимодействие Союза с федеральными органами власти

4 апреля 2014 года Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления провел Парламентские слушания «Вопросы совершенствования системы организации местного самоуправления в Российской Федерации». В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители федеральных и региональных органов государственной власти, главы и руководители органов местного самоуправления – члены СРГ, руководители общероссийских и межрегиональных объединений муниципальных образований, представители научного и экспертного сообщества, представители средств массовой информации.

Участники слушаний обсудили предложения по совершенствованию общих принципов организации местного самоуправления, институциональной организации местного самоуправления в поселениях, муниципальных районах и городских округах. Основное внимание на слушаниях было уделено проекту федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части уточнения общих принципов организации местного самоуправления).

В Государственной Думе под председательством Председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктора Кидяева в декабре состоялось заседание Экспертных советов Комитета Государственной Думы и Всероссийского совета местного самоуправления.
         Эксперты обсудили главные итоги уходящего года. На заседании были отмечены важность и своевременность принятия пакета законов, регулирующих общие принципы местного самоуправления: 136-й и 165-й Федеральные законы. Базовая идея, заложенная в документах, заключается в том, чтобы сделать муниципальную власть эффективным и дееспособным инструментом самоуправления. Разработанный механизм призван обеспечить выбор той системы, которая в наибольшей степени отвечает интересам граждан. Перечень возможных форм организации местного самоуправления значительно расширен и населению, и муниципальным образованиям предоставлена возможность выбора наиболее оптимальных форм. Субъектам РФ предоставили право самостоятельно, путем принятия своих локальных законов, решать, как именно будут распределяться полномочия.
         Говоря об основных итогах деятельности Комитета за год, Виктор Кидяев упомянул и проект Федерального закона, направленного на совершенствование механизма подготовки кадров для муниципальной службы.
        В ходе заседания с докладами также выступили: Тимченко В.С., член Совета Федерации, председатель Экспертного совета Всероссийского совета местного самоуправления; Азаров Д.И., председатель Всероссийского совета местного самоуправления, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Киричук С.М., президент Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Смирнов Ю.И., директор департамента законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения Министерства юстиции Российской Федерации, Максимов А.Н., председатель Экспертного совета Союза Российских городов, Рожкова Е.С., заместитель директора Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития России, Бабун Р.В., вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Нежельский И.М., Глава Администрации г. Богучара Воронежской области, Бялкина Т.М., профессор кафедры административного и муниципального права юридического факультета Воронежского государственного университета.

  9 июля 2014 года в Золотом зале Государственной Думы состоялось очередное заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

На заседании были обсуждены задачи по реализации субъектами Российской Федерации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 года №136-ФЗ) в части перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также законодательные меры по увеличению налоговых доходов бюджетов муниципальных образований.

В частности, предметом обсуждения стали меры по мониторингу федерального и регионального законодательства в части полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и в связи с применением положений Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ, а также необходимость корректировки Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации в связи с созданием городских округов с внутригородским делением, передачей части функций от сельских поселений к муниципальным районам и обратно, перераспределением полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 

В связи с проблемой расширения доходной базы местных бюджетов обсуждалась возможность введения местных сборов, например, за право размещения объектов торговли в целях благоустройства соответствующих территорий, за выдачу лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых, за право использования местной символики, курортного сбора, сбора за право использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, сбора за право размещения мусорных полигонов и объектов мусоропереработки.

Среди возможных мер по увеличению налоговых доходов бюджетов муниципальных образований было также обозначено перераспределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в пользу местных бюджетов, в том числе, передача местным бюджетам поступлений в связи с применением упрощенной системы налогообложения, введение местного транспортного налога в отношении физических лиц, увеличения поступлений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, не менее чем до 40 %.

  

11 декабря под председательством заместителя председателя Совета Федерации Галины Кареловой состоялось второе заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации на тему «Перспективные направления совершенствования форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации».
        В своем вступительном слове Галина Карелова подчеркнула актуальность темы в связи с необходимостью развития России как демократического государства, обратив особое внимание на роль органов местного самоуправления в вовлечении граждан в процессы управления территориями. За последние годы принят ряд важных решений, позволяющих обществу оказывать влияние на деятельность органов власти.

Глава муниципального образования «город Ульяновск», член правления Союза российских городов, Марина Беспалова отметила, что для привлечения широких слоев населения к работе местного самоуправления нужны, в частности, понятные правила. Глава города Челябинска Станислав Мошаров затронул тему самоорганизации граждан. «Привычные с советских времен формы самоорганизации до сих пор не поменялись, а государство ждет от граждан инициативы снизу», - отметил глава города Челябинска.

 

Общественная палата Российской Федерации  совместно с Союзом российских городов 15 мая провели круглый стол «Обеспечение граждан доступным жильем: проблемы и перспективы».

 

При участии Союза 23 мая прошла Международная научно-практическая конференция «Местное самоуправление в России: к 150-летию земской реформы».

  

VI. Взаимодействие Союза с межрегиональными Союзами и

Ассоциациями.

 

         В Великом Устюге состоялось очередное общее Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России. Делегации из 16 муниципальных образований прибыли в древний город, построенный на перекрестке речных путей, где река Юг впадает в Сухону и вместе они образуют Северную Двину. Слово «Великий» Устюг получил во времена Ивана Грозного за упорный, самоотверженный труд жителей, их стойкость и терпение, отвагу и мужество при защите российских рубежей.

         В рамках Общего собрания был проведен круглый стол «Предстоящая реформа местного самоуправления. Цели, варианты, ожидания».

         В принятом итоговом документе круглого стола отмечено, что:

  • ликвидация местного самоуправления на уровне городов не приблизит власть к населению, не сделает ее более доступной. Отмена выборов мэров городов будет способствовать снижению гражданской ответственности на местном уровне, может вылиться в недовольство федеральной властью на местах;       
  • любые эксперименты, нарушающие целостность городской инфраструктуры, разрушающие систему управления городом, как единым механизмом, могут иметь разрушительные последствия, вплоть до техногенных катастроф;
  • города являются точками роста экономики. В условиях мирового экономического кризиса и падения роста экономики страны недопустимо подвергать рискам отлаженные городские системы, производственные комплексы, сложившиеся балансы между властью, бизнесом и населением;      
  • создание агломераций не должно вторгаться в систему управления городом или иной территорией. По сути, агломерации должны стать новой формой развития межмуниципального сотрудничества. Появление агломераций должно повышать эффективность управления и улучшать условия жизни в каждом, вступающем в агломерацию населенном пункте. Недопустимо искусственное создание агломераций, исходя только из размера города и численности жителей, без достаточных социально-экономических обоснований.

        

17 октября в здании правительства Ульяновской области состоялось Общее собрание Ассоциации городов Поволжья.

В работе Общего собрания приняли участие члены Ассоциации городов Поволжья, их представители и приглашённые эксперты.

Председатель АГП Дмитрий Азаров сложил свои полномочия в связи с тем, что с 10 октября перешел на работу в Совет Федерации.  Он также вручил благодарственные письма Ассоциации городов Поволжья.

 Председателем Ассоциации городов Поволжья избрали Мэра Казани Ильсура Метшина.

VII. Мероприятия в городах при поддержке СРГ

ВОЛГОГРАД

31 октября в Волгограде на Международном форуме «Политические решения и устойчивое развитие территорий» сформирована политическая «повестка дня» для народной дипломатии.

Каким образом политические решения на местном уровне способны улучшить имиджевые и инвестиционные позиции территории, зачем и, главное, как привлечь институты гражданского общества к участию в различных социально-политических проектах – эти вопросы обсудили участники панельной дискуссии «Продвижение территорий через политические решения», которая состоялась в рамках форума.

Под руководством доктора философских наук, профессора ВолГУ Александра Стризое российские и международные эксперты, политологи, представители общественных организаций и жители города обсудили настоящее и будущее народной дипломатии как политического института. В работе круглого стола приняли участие глава Волгограда Андрей Косолапов, заместители главы Волгограда Ирина Карева и Наталья Трубина, депутат Волгоградской городской Думы Алексей Волоцков, генеральный директор СРГ Александра Игнатьева, исполнительный директор Ассоциации городов Поволжья Владимир Репринцев.

Открывая заседание, Александр Стризое обратил внимание собравшихся на то, что главное на сегодня – это сформировать «повестку дня» для проекта народной дипломатии, которая включала бы в себя реальные практические схемы участия гражданского общества как значимого субъекта публичной политики, а также эффективные способы интеграции территорий. Все участники дискуссии согласились с тезисом, что развивая инициативу снизу, меняется характер диалога между властью и обществом, властью и населением, властью и бизнесом и т.д. – собственно, меняется весь социально-политический климат города.

В свою очередь Генеральный директор Союза российских городов Александра Игнатьева обратила внимание на проблему недостаточно активного участия населения в решении вопросов местного значения. Эксперт на реальных примерах и богатом практическом материале показала, что именно от социальной активности и гражданственности местных жителей зависит успешная реализация реформы местного самоуправления. Объясняя, какие существуют организационные возможности для непосредственного волеизъявления населения, эксперт разделила формы гражданского участия на три блока - формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, формы участия населения в осуществлении местного самоуправления и формы выявления мнения населения, учитываемого органами и должностными лицами местного самоуправления и государственной власти.

В частности, Александра Игнатьева особо отметила важность территориального общественного самоуправления как «надежного партнера» органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Именно потому что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, органы МСУ должны создавать условия для их формирования и деятельности. ТОСы реально могут стать заметными субъектами социально-экономического развития муниципального образования. Примером позитивной работы в этом направлении можно назвать и опыт Волгограда.

В своих выступлениях эксперты обозначили наиболее острые и актуальные на данный момент вопросы из обширной темы реформы местного самоуправления. Участники круглого стола пришли к общему выводу, что в современной России происходит переход на новые принципы организации общества и государства. Это выражается, в том числе, в отказе от всеобъемлющего государственного покровительства в пользу развития гражданских инициатив. Поэтому одной из ключевых тем стало утверждение о том, что основным условием устойчивого развития нашего государства и роста уровня жизни россиян в настоящее время является переход на диалоговый характер взаимоотношений власти и населения. Кроме того, в современном мире на первый план выходит проблема информированности – эта мысль была сквозной всех выступлений на форуме. Эксперты подчеркивали тот момент, что на важность поддержки гражданской активности на местах указывал в своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

ЧЕБОКСАРЫ

Круглый стол на тему: «Пути развития местного самоуправления в городских округах – центрах субъектов Приволжского федерального округа РФ» состоялся 9 декабря в рамках празднования 20-летия со дня формирования первого созыва Чебоксарского городского Собрания депутатов.

На открытии «круглого стола» с приветственными словами выступили Глава города Чебоксары Леонид Черкесов, руководитель администрации Главы Чувашской Республики Юрий Васильев, заместитель Председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по социальной политике и национальным вопросам Игорь Кушев, заместитель Главы муниципального образования города Казани Людмила Андреева.

С основным докладом о становлении и развитии местного самоуправления в Чебоксарах рассказала заместитель главы города Чебоксары Ирина Климентьева.

Опытом развития местного самоуправления в своих городах поделились: Глава города Пензы Виктор Кувайцев, первый заместитель Главы города Ульяновска Пётр Столяров, Председатель постоянной комиссии по вопросам законности, правопорядка и местного самоуправления Казанской городской думы Рафаиль Багаутдинов.

О структуре органов местного самоуправления и перераспределении полномочий, установленных законами субъектов РФ на текущий период, рассказала Генеральный директор Союза российских городов Александра Игнатьева.

О планируемых моделях организации местного самоуправления в городских округах – центрах субъектов РФ после принятия Федерального закона 136-ФЗ рассказал Исполнительный директор АГП Владимир Репринцев.

Гости приняли участие в торжественном собрании, посвящённом 20-летию со дня формирования первого созыва Чебоксарского городского Собрания депутатов.

 

ВОЛОГДА

Форум «Социальная инноватика. Муниципальный опыт», проходивший в течение двух дней в Вологде, действительно получился масштабным: около 600 представителей из разных уголков страны, 16 ведущих мировых экспертов. Как можно качественно изменить жизнь людей, объединяя усилия власти и общества – Вологда продемонстрировала на своем примере.

Позитивные изменения провинциального города отметили многие участники форума. Это подтверждают и конкретные цифры.

«В Вологде уже каждый пятый стал участником городских социальных проектов, что превышает показатели многих европейских государств. Причем этот процесс имеет не только социальное измерение, но и существенные экономические результаты. По самым скромным подсчетам этот эффект в Вологде сегодня исчисляется очень крупной суммой – порядка 900 миллионов рублей, это около 20 % годового городского бюджета», – рассказал Глава города Вологды Евгений Шулепов.

В течение двух дней работали пять секций, посвященных формированию городской среды, социальному проектированию, государственно-частному партнерству, системе общественного самоуправления и социальной адаптации. Самое большое впечатление на гостей произвели городские проекты: «Цветущий город», «Город детства», «Молодежные трудовые бригады», «Дружные соседи». Причем многие идеи были воплощены в жизнь буквально на их глазах гостей. Это открытие двух площадок в рамках проекта «Семь чудес цвета» – GREEN house на улице Ленинградской и «БЕРЕГ BLUES» на набережной реки.

«Мы увидели более 50 социальных проектов, которые в Вологде реализованы и реализуются, это можно назвать системой социального проектирования, точечного решения конкретных проблем. Из плюсов – то, что вовлекаются наиболее активные слои населения, бизнесмены имеют возможность помочь конкретному проекту деньгами или своим участием», – отметил урбанист, продюсер, директор института «Прикладная урбанистика» Святослав Мурунов.

Эксперты оценили и опыт создания ТОСов в Вологде. Прежде всего, сам подход – обдуманный и эффективный. В итоге работу, на которую в других регионах уходило десятилетие, в Вологде выстроили всего за полтора года.

«Я думаю, что в целом Вологда – безусловный лидер. Я думаю, то, что сейчас происходит в Вологде, – это прекрасный пример социальной инновации, это очень грамотный и мудрый подход, взвешенный, который достаточно неторопливо умудряется быстро создать изменения», – подчеркнул эксперт Государственной Думы по развитию и инновациям в регионах Глеб Тюрин.

 

ИЖЕВСК

Эксперты рабочей группы Союза российских городов по маркетингу и брендингу территорий в мае приняли участие в Форуме живых городов URBANFEST, который состоялся в Ижевске. На форуме был представлен логотип Ижевска и состоялась презентация концепции бренда Стерлитамака, также прошли многочисленные лекции, семинары и мастер-классы. Были сформированы группы по проблемным кейсам городов и участники с помощью маститых экспертов предлагали свои пути улучшения городской среды, генерировали тиражируемые решения, которые могут быть применены на любой территории.

 

КУРГАН

22 августа состоялся Круглый стол «Приграничное сотрудничество, городские агломерации – запуск процессов «малой интеграции». Межмуниципальное сотрудничество».

Приветствуя участников встречи на курганской земле, Глава города Павел Кожевников, подчеркнул, важность и необходимость в настоящее время решения вопросов приграничного сотрудничества и создания городских агломераций.

Это связано с тем, что одним из конкурентоспособных преимуществ города Кургана является его географическое положение: непосредственная близость от Урала, Севера России и Казахстана. В настоящее время в городе разрабатывается Стратегия развития до 2030 года.

В рамках первого блока вопросов участники встречи обсудили проблемы и перспективы сотрудничества российских городов с приграничными странами и с Республикой Казахстан.  Была отмечена необходимость энергичной доработки и принятия Федерального закона о приграничном сотрудничестве, который находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Вторая часть информационного блока совещания была посвящена вопросам развития городских агломераций. Глава Челябинска, Президент ассоциации «Города Урала» Станислав Мошаров и заместитель директора Департамента по местному самоуправлению и межнациональным отношениям Правительства Свердловской области Юрий Кузнецов представили пилотные проекты межмуниципальных агломераций. С докладом о межмуниципальном сотрудничестве в рамках создания международной агломерации выступила Оксана Ковалева – эксперт – экономист города Кургана.

Как отметили участники «круглого стола», межмуниципальное сотрудничество должно стать для муниципалитетов одним из приоритетных направлений, поскольку позволяет повысить инвестиционную привлекательность территории, решить кадровую проблему, создать условия для развития бизнеса.

Продолжением темы «круглого стола» стало посещение участниками предприятий, являющихся флагманами курганской и Российской промышленности - ОАО «Курганмашзавод» и ЗАО«Курганстальмост».

 

РОСТОВ-НА-ДОНУ

Третий межрегиональный урбанистический форум «Развитие городов Юга России», прошел 26 июня в Ростове-на-Дону с участием Президента Союза российских городов, Мэра города Ростова-на-Дону Чернышева Михаила Анатольевича и Генерального директора Союза Игнатьевой Александры Витальевны. Организатором мероприятия выступил журнал «Эксперт ЮГ» при поддержке Министерства регионального развития РФ, ТПП Ростовской области, общественной приемной Агентства стратегических инициатив.

Российские города входят в этап жёсткой конкуренции друг с другом за финансовые и интеллектуальные ресурсы. Вовлечение в эту борьбу создаёт предпосылки для выявления и развития конкурентных преимуществ южных городов. Межрегиональный урбанистический форум должен стать не просто площадкой для обсуждения проблем, а инструментом, дающим конкретные решения существующих проблем, заявил губернатор Ростовской области Василий Голубев на пленарном заседании. «У южных городов накопилось немало проблем, и будет здорово, если здесь, на форуме, с помощью экспертов и общественности будут найдены пути их решения. Именно в такой продуктивной дискуссии и рождаются идеи. Мы же как представители власти должны способствовать воплощениям их в жизнь», — подчеркнул губернатор, пообещав в будущем оказывать форуму всемерную поддержку. «Такая площадка нужна Ростову-на-Дону, области и всему Югу России», — подчеркнул он.

Вопросам городской инфраструктуры в своем выступлении пристальное внимание уделил мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев. Как отметил глава донской столицы, в городе реализуется множество инфраструктурных проектов, после их реализации инвестиционный климат в городе значительно улучшится. «Бизнес не приходит туда, где нет инфраструктуры, наша задача - создать ему комфортные условия для работы. В Ростове идет активная работа по созданию такой инфраструктуры. Так, у нас реализуется крупнейший в стране проект городского водоснабжения «Вода Ростова», который даст городу 150 тыс. кубометров чистой воды в сутки. Готовится совместный проект с «Теплокоммунэнерго», компания готова вложить 1 млрд рублей в реконструкцию теплосетей»,- рассказал Чернышев.

Заместитель главы администрации Краснодара Александр Михеев поделился опытом решения городских проблем. «Краснодар и Ростов во многом похожи, это два крупнейших города юга и мы постоянно сверяем часы, смотрим, как работают соседи, что делают - это очень сильно помогает. Уровень жизни населения наших городов очень высок, и требования, предъявляемые жителями, тоже высоки», — заявил Александр Михеев. Замглавы города подробно остановился на том, как Краснодар решает транспортные проблемы. Так, только в 2013 году транспортный парк был обновлен на треть.

Создавать платные парковки властям крупных городов посоветовал Эйм Гюнтер, директор департамента «Мобильность и логистика» компании «Сименс». «В Мюнхене, например, люди почти не ездят в центр города на личном транспорте – они оставляют его на парковках на окраине города и дальше перемещаются на общественном транспорте. Но для этого общественный транспорт должен ходить строго по расписанию, должен быть удобен и комфортен для пассажиров», - сказал он.

Опытом небольшого периферийного города поделился мэр Новошахтинска Игорь Сорокин. 15 лет назад Новошахтинск был типичным моногородом, расположенным на депрессивных шахтерских территориях. Небольшую поддержку из федерального бюджета удалось конвертировать лишь в умеренный рост малого бизнеса. Позднее, по его словам, шахтерские территории были обозначены властями Ростовской области как территории развития. Расположенный на пересечении больших транспортных потоков, обладая одним из крупнейших регионе таможенным постом, Новошахтинск быстро занял лидирующие места по целому ряду общеэкономических показателей, сумел привлечь таких крупных инвесторов как «Лента», «Глория Джинс», «Тандер». «Нужно по максимуму использовать те возможности, которые есть у города - географические, транспортные, демографические»,- подытожил новошахтинский мэр.

После пленарного заседания участники форума разделились и приняли участие в двух сессиях форума. На первой сессии «Как управлять развитием агломераций» эксперты обсудили ряд вопросов, связанных со стратегическим моделированием Большого Ростова, взаимодействием власти и бизнеса при реализации проектов комплексного освоения территорий, созданием мастер-планов стратегического развития территорий. В ходе второй сессии «Энергоэффективные решения для современного города» эксперты определяли потенциал энергоэффективности в сферах ЖКХ и энергетики, а также решали, какими могут быть энергоэффективные решения для этих отраслей и то, в каких пилотных проектах нуждаются южные города.

По результатам работы форума была принята резолюция, которая после доработки и внесения ряда высказанных предложений разослана в федеральные и региональные органы власти, контролирующие ведомства, крупнейшие компании и другие организации, заинтересованные или ответственные за принятие соответствующих решений.

 

ЛИПЕЦК

Международная научно-практическая конференция «Общественное самоуправление как ресурс стратегического развития муниципалитета» прошла в рамках Дня города и Дня металлурга 18 – 19 июля в Липецке.

 В конференции приняли участие представители 15 регионов России и 13 районов Липецкой области, города-побратима Котбуса, Союза российских городов, представителя Президента РФ по ЦФО, Высшей школы экономики, Общества «Знание». Они обсудили различные аспекты общественного самоуправления. Участники конференции отметили, что территориальное общественное самоуправление (ТОС) является базовым и наиболее массовым институтом гражданского общества. Отдельное внимание уделили вопросам его законодательного и ресурсного обеспечения.

Учитывая условия динамичного развития механизмов общественного самоуправления в нашей стране участники конференции пришли к заключению о необходимости проработки нескольких ключевых моментов. Именно эти пункты и включили в итоговую резолюцию конференции.
          Крайне важно проработать законодательные и организационные решения в целях дальнейшего реформирования местного самоуправлению, в том числе совершенствования ФЗ-131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Необходимо рассмотреть и вопрос увеличения финансово-организационной поддержки деятельности ТОС в регионах России посредством федеральных грантов; создание Межрегионального коммуникационного центра по развитию общественного самоуправления.
         На федеральном уровне - оказать организационное содействие созданию единого межмуниципального сайта ТОС.РФ как единого коммуникационного пространства органов территориального общественного самоуправления России, а также способствовать созданию цикла интернет- и видеопередач «Час общественного самоуправления»; поддержать создание в статусе НКО межрегиональной Ассоциации органов территориального общественного самоуправления (ТОС) с представительством в муниципальных образованиях всех регионов. На форуме Советы общественного самоуправления города Липецка презентовали для получения федеральной поддержки ряд проектов, среди которых «Школа активного россиянина», Кубок дворовых видов спорта, «Имена на обелисках». Гостям регионального центра не только рассказывали о проектах, разработанных при участии горожан. Участники конференции на практике убедились в эффективности совместной работы администрации и общества.

 

11 декабря состоялась итоговая городская конференция «Территориальное общественное самоуправление – муниципалитет в шаговой доступности»

Союз российских городов принял участие в итоговой городской конференции «Территориальное общественное самоуправление – муниципалитет в шаговой доступности». Мероприятие состоялось в здании Липецкого областного центра культуры и народного творчества. Для обсуждения одной из приоритетных сфер деятельности администрации впервые были приглашены не только липчане, но и жители районов области, всего конференция собрала более 400 человек.

Липецк уже нескольких лет является не только областным, но и одним из общероссийских лидеров в налаживании диалога горожан и власти, поддержке общественного самоуправления. Созданная в 2013 году система советов общественности из смелого эксперимента превратилась в успешную практику, перенимаемую другими регионами. В этом году она получила высокие оценки экспертного сообщества на международном Форуме городов в Вологде и на II Форуме лучших муниципальных практик, который проводил Союз российских городов в Грозном.

 

ЧЕЛЯБИНСК

Каким быть городу будущего? Ответ на этот вопрос искали участники межрегионального форума "Современный город — новое качество жизни", состоявшийся 4-6 сентября. Что даст челябинцам и жителям пригородных районов агломерация? Тюмень, Новосибирск, Екатеринбург, Москва, Челябинск... Впервые на суд большого экспертного сообщества представлены пять пилотных проектов по созданию городских агломераций. Понятие агломерация ни в коем случае не подразумевает присоединение малых территорий к областному центру. Это не диктат большого брата, а союз равных территорий.  В Челябинскую агломерацию помимо областного центра войдут еще несколько городов и районов. Создание новой среды, удобной и комфортной для людей, — путь, по которому сегодня развиваются все передовые страны. Для этого мало решения сверху. Нужно, чтобы идея объединения понравилась самим жителям.

У каждого из муниципалитетов есть общие проблемы, которые поодиночке решить трудно. Энергосбережение, новые подходы в области дизайна городской среды, модернизации транспортной инфраструктуры — это обсуждали участники. На выставке, проходившей в рамках форума, представлены наукоемкие технологии в градостроительстве. Как отметил идейный вдохновитель и организатор форума Станислав Мошаров, благодаря поддержке губернатора уровень мероприятия обещает стать всероссийским. "Мы пригласили в наш город много экспертов, попросили руководителей городов представить на нашем форуме все самые лучшие муниципальные практики. Форум получился интересным, и мы узнали много нового, — подытожил Станислав Мошаров, глава Челябинска, Председатель Челябинской городской Думы.

 

САМАРА

 

9 сентября, в Самаре прошла первая городская Стратегическая ассамблея.  В ней приняли участие представители городских и областных властей, бизнес-сообщества, научных кругов, лидеры общественных организаций. С докладами выступили Председатель Ассоциации городов Поволжья, Глава Самары Дмитрий Азаров, председатель городской Думы Александр Фетисов, заместитель генерального директора Союза российских городов Игорь Кононенко, заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Любовь Иванова.

Самарское сообщество вплотную подошло к реализации Стратегии комплексного развития города, рассчитанной до 2025 года. Стратегия – это не план действия чиновников. Документ, принятый в Самаре в прошлом году, разрабатывался при широком участии общественности, этим он как раз и отличается от большинства стратегий, утвержденных многими другими городами. Воплощение документа в жизнь тоже должно идти «от людей». Стратегия, конечно, предполагает, что муниципальные власти непосредственно участвуют в ее реализации, но активно должны включиться и бизнес-структуры, инвесторы, некоммерческий сектор, независимые эксперты. Кстати, в процессе создания стратегии появилось новое понятие – профессиональные горожане. Благодаря их участию в Самаре уже появляются новые спортивные и культурные объекты, зоны отдыха.

«Любые задачи будут нам по плечу, если мы объединимся, вместе включимся в эту работу, - подчеркнул Глава Самары Дмитрий Азаров. - Не надо оставаться наблюдателями, говорить: «А сколько ждать?». Если ждать, то долго, а если делать самим, то результат начнем ощущать буквально завтра. То, каким наш город будет в 2025 году, зависит от всех горожан».

Дмитрий Азаров напомнил, что сейчас на федеральном уровне действует новый закон «О стратегическом планировании в РФ», который впервые закрепил за органами местного самоуправления право формулировать долгосрочные приоритеты развития на период свыше 6 лет. С предложением о законодательном закреплении такого права осенью 2013 года Глава Самары обратился к Президенту Владимиру Путину. Теперь муниципалитеты обязаны иметь стратегию развития. «Мы с вами идем в авангарде этого процесса: определились с приоритетами в прошлом году, и сегодня уже начали претворять их в жизнь», - обратился к собравшимся Дмитрий Азаров.

«Стратегия – это реально работающий документ, своеобразная карта, опираясь на которую Самара движется вперед, - отметил Александр Фетисов.

На встрече была презентована масса идей и проектов. Часть из них пока носит теоретический характер. Но были представлены и совершенно реальные планы действий, воплощающие те или иные положения Стратегии. Например, заместитель начальника Куйбышевской железной дороги Сергей Блохин рассказал о проекте «Городская электричка». По сути, речь идет о том, чтобы железнодорожный транспорт стал в Самаре полноценной частью системы общественных перевозок, а не оставался рассчитанным на межмуниципальное сообщение. Сотрудники Самарского государственного архитектурно-строительного университета представили целый ряд предложений, предполагающий использование энергии Солнца. Специальным оборудованием – солнечными батареями, аккумуляторами – предложено оснащать остановки общественного транспорта, которые смогут «раздавать» интернет по технологии wi-fi, банкоматы.

 

БЛАГОВЕЩЕНСК

 

В сентябре по инициативе Благовещенской епархии Союз организовал концерт профессионального хорового коллектива, который участвует в богослужениях Святейшего Патриарха - Патриарший хор Храма Христа Спасителя. В рамках визита хора состоялся отборочный тур детского конкурса молодых талантов, лауреаты которого выступили в итоговом концерте на сцене Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

 

МОСКВА

 

Развитие межрегионального сотрудничества в сфере культуры и искусства – эта тема активно обсуждалась во время рабочих встреч и переговоров на площадках форума «Дни Волгоградской области в Москве». Кроме того, многие коллективы и исполнители смогли продемонстрировать свое мастерство столичным зрителям - организаторы пригласили более 200 артистов на большой гала-концерт, который состоялся на малой арене стадиона «Лужники». Мероприятие позволило познакомить гостей с волгоградской историей, культурой и планами развития одного из самых интересных, ярких и перспективных регионов страны, богатым, в том числе, и своими творческими талантами.  

 

 

СТАВРОПОЛЬ

 

11 декабря 2014 года в Ставрополе состоялась церемония награждения победителей открытого Фестиваля социальной рекламы Юга России «СтавПри».

В соответствии с постановлением Администрации города Ставрополя от 16.06.2014 № 2046 с 16 июля 2014 года проводится открытый Фестиваль социальной рекламы Юга России «СтавПри», при поддержке Союза российских городов.

На Фестиваль представлено 167 работ из 22 городов России (в 2012 году – 140 работ из 33 городов). География Фестиваля простирается от республики Карелии до Алтайского края. Участниками Фестиваля стали жители Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Казани, Барнаула, Владимира, Калашниково Тверской области, Новосибирска, Уфы, Смоленска, Череповца, Краснодара, Лахденпохьи республики Карелия, Новошахтинска Ростовской области, Усть-Бузулуцкой и Фролово Волгоградской области, Шадринска Курганской области, Ставрополя, а также городов и поселков Ставропольского края. 

21 ноября 2014 состоялось заседание жюри Фестиваля, в состав которого вошли эксперты в области социальной рекламы Москвы, Ростова-на-Дону, Краснодара, Ставрополя.

По итогам заседания места распределены следующим образом:

в номинации «Развитие и укрепление культуры народов мира, воспитание толерантности, межнационального согласия, содействие защите прав и достоинств личности»

I место – видеоролик «Трудоустройство инвалидов», Гиниятуллин Рафаил Рашитович, г. Казань республики Татарстан;

II место – видеоролик «Вирус коррупции», Бабаева Ульмина Тельмановна, г. Ставрополь;

III место – аудиоролик «Сигналы», Бирюков Игорь Владимирович,
г. Владимир;

в номинации «Содействие укреплению семьи и охране детства, преодоление демографического кризиса, популяризация здорового образа жизни, отказа от зависимостей (табакокурения, наркомании, алкоголизма), профилактика ВИЧ, дорожно-транспортных происшествий»

I место – видеоролик «Рисунок по правилам», Шелаханов Иван Сергеевич, г. Владимир;

II место – видеоролик «Подари себя близким», Шилова Анастасия Петровна, ст. Рождественская Изобильненского района, Ставропольского края;

III место – видеоролик «Грани жизни вращай - семью люби и сохраняй», Кулькова Анастасия Игоревна, г. Новосибирск;

в номинации «Развитие и укрепление добровольчества, трудоустройство молодежи, пропаганда экологического мышления, содействие духовному и патриотическому воспитанию»

I место – видеоролик «О необходимости получения рабочей специальности», Гиниятуллин Рафаил Рашитович, г. Казань республики Татарстан;

II место – плакат «Экономь бумагу», Дмитриенко Анна Анатольевна,
г. Ставрополь;

III место – видеоролик «Унылая пора», Бирюков Игорь Владимирович, г. Владимир.

Союзом российских городов, Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ставропольского края» учреждены специальные призы, которыми отмечены следующие работы:

плакат «Мир на Кавказе», Моисеева Екатерина Алексеевна,
г. Ставрополь;

видеоролик «Мамам посвящается-1», Конарева Наталья Николаевна,
г. Ставрополь;

серия баннеров «Любите родных», Бережнов Александр Юрьевич и Цыганок Виталий Сергеевич, г. Ставрополь.

 

ПЕРМЬ

 «Муниципальные образования — опора российской государственности» -именно это высказывание Президента России Владимира Путина стало лейтмотивом важнейшего события в жизни Прикамья. Съезд муниципальных образований Пермского края состоялся 23-24 апреля. В нём приняли участие делегаты всех территорий Пермского края — главы поселений, городов, муниципальных районов, представители краевой власти — Председатель Правительства Геннадий Тушнолобов, вице-премьер Правительства Анатолий Маховиков, глава администрации губернатора Алексей Фролов, уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина, а также эксперты из Москвы, Архангельска, Волгограда, Кирова. Пермскому району есть чем гордиться! Пермский район был выбран местом проведения этого важного форума вовсе не случайно. И краевые власти, и эксперты дружно признают: Пермский район — территория роста и достижений, район-лидер.

Делегаты съезда обсуждали насущные вопросы своей деятельности на трёх дискуссионных площадках и пленарном заседании. Повышенный интерес и споры вызвали наиболее актуальные проблемы системы местного самоуправления: грядущие новшества муниципального законодательства, изменение административно-территориального устройства, тенденции укрупнения муниципальных образований, организация самообложения. Главы муниципалитетов и руководители органов региональной власти обменивались мнениями, вырабатывали новые конструктивные подходы к взаимодействию. Особое внимание было обращено на задачи по формированию благоприятного инвестиционного климата в каждой из территорий и на важность работы по повышению квалификации муниципальных служащих.