История Союза российских городов

13 марта 1991 года был создан  Союз российских городов (Союз) как добровольное объединение крупных городов - столиц субъектов Российской Федерации.

Инициаторами его создания выступили председатели Советов народных депутатов городов из центральной части России. Учредительный договор подписали полномочные представители 58 городов. Союз российских городов - добровольное объединение, в котором интересы городов представляют их органы власти. Объединив практиков местного самоуправления, Союз  на протяжении всей своей истории решал конкретные задачи.

В 1991 году был определен статус Союза российских городов как неполитической организации, были сделаны первые шаги по решению конкретных задач, проведены многочисленные встречи глав администраций и председателей горсоветов с руководителями государства, на которых была высказана позиция Союза по актуальным и наболевшим городским проблемам, представители Союза участвовали в Съездах народных депутатов РСФСР.

Этим Союз российских городов привлек внимание государственных структур, в результате подготовлен и принят Указ Президента РСФСР “О первоочередных мерах по обеспечению деятельности органов управления российских городов” № 166 от 5 ноября 1991 года. Совместная работа по реализации Указа оказала прямое воздействие на принятие нормативных актов: Постановление Правительства РСФСР № 83 от 28 декабря 1991 года; Постановление Верховного Совета РСФСР № 3020-I от 28 декабря 1991 года; Распоряжение Правительства РФ № 151-Р от 27 января 1992 года; Распоряжение Президента РФ №114-РП от 18 марта 1992 года и др., регламентирующих процессы взаимодействия федеральных и городских органов власти, прежде всего, в части образования и управления муниципальной собственностью, проведения ее приватизации, обеспечения самостоятельности формирования и исполнения городских бюджетов.

Главным итогом 1992 года стало создание, обсуждение  и принятие Союзом российских городов Декларации “О принципах местного самоуправления в Российской Федерации, поддержанной и подписанной многими органами власти городов, не входящих в наш Союз. В Декларации обозначены принципы, задачи и цели при формировании и организации власти на местном уровне, которые получили свое развитие в дальнейшем.

Одобрение Декларации VII Съездом народных депутатов РФ  позволило на этом Съезде отстоять и внести в действующую Конституцию РФ поправки, определяющие понятия муниципальная собственность на землю и природные ресурсы.

Впервые за многие десятилетия была разрушена монополия государства решать все вопросы от имени населения и представлять интересы населения даже на местном уровне.

Создана основа для подготовки нового земельного законодательства, правовой базы для проведения реального распределения земли между собственниками, направленной работы по достижению самостоятельности органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, совершенствованию бюджетных отношений между разными уровнями власти.

В 1993 году продолжалось ведение планомерной и систематической работы по подготовке нормативных и законодательных актов по проблематике местного самоуправления. При активном участии специалистов Союза были разработаны изменения и дополнения, внесены поправки в законодательство, касающееся бюджета городов, проблем собственности, налоговой системы, охраны окружающей среды. Это способствовало тому, что 15 апреля был принят Закон РФ “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления”. Экспертами Союза были подготовлены соответствующие нормы и принципы, вошедшие в Земельный кодекс, в Основы лесного законодательства РФ, в Основы градостроительства в РФ и другие законодательные акты. Принято Постановление ВС РФ №5498-I от 22 июля 1993 года “О создании муниципальных банков в городах”.

Также следует отметить интенсивное развитие международной деятельности Союза российских городов. Центральное место занимали связи и сотрудничество с Советом Европы и, прежде всего, с его структурным подразделением - Конгрессом местных и региональных властей.

Были установлены деловые контакты с Мировым банком реконструкции и развития, с другими зарубежными организациями, при финансовой и организационной помощи которых Союзом российских городов проведены международные семинары и конференции по городским проблемам.

Серьезное развитие принятых правлением Союза решений произошло на I-ом Съезде городов России (4-5 июня 1993 года). “О принципах формирования государственной политики по местному самоуправлению” - так определялась повестка Съезда, где были представлены не только города, входящие в Союз, но и другие города, еще не вовлеченные в различные ассоциации и объединения.

На Съезде был принят ряд важнейших решений, реализованных в дальнейшем:

·       Определено, что одной из основ нового государственного устройства России должно стать развитое местное самоуправление на базе принципов, изложенных в нашей Декларации. Решение о необходимости участия в Конституционном совещании, делегирование для работы в нем наших представителей.

·       Признана необходимость политического подкрепления работы, проводимой через Союз российских городов.

Большой вклад был внесен специалистами Союза в Указы Президента РФ (№1760 от 26 октября 1993 года “О реформе местного самоуправления в РФ”, №1797 от 29 октября 1993 года “Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления”, №2265 от 22 декабря 1993 года “О гарантиях местного самоуправления в РФ” и др.), вошли многие положения, предлагаемые специалистами Союза российских городов.

Основным направлением работы в 1994 году стало развитие положений принятой Конституции РФ, закрепляющих основные принципы и гарантии прав местного самоуправления, определяющих Россию как федеративное государство с развитой системой местного самоуправления. Важные события 1994 года:

· подготовка проекта положения о трехуровневой комиссии при Президенте РФ, состоящей из представителей разных уровней власти для выработки совместных предложений по региональной и местной политике государства;

· организация в Государственной Думе РФ Комитета по вопросам местного самоуправления;

· создание по инициативе и по предложению Союза Департамента по вопросам местного самоуправления в Миннаце России;

· организация в Управлении по работе с территориями Администрации Президента РФ отдела по местному самоуправлению;

· Вхождение представителей Союза в Общественную палату при Президенте РФ;

· Разработка специалистами городов (через профильные секции Союза и другие организационные формы) основных принципов местного самоуправления по различным направлениям (в области бюджетных отношений, вопросам разграничения собственности, земельных отношений и др.)

Все эти вопросы были проанализированы и рассмотрены на II-м Съезде городов России (15 сентября 1994 года).“О правовой основе местного самоуправления” - основной вопрос повестки дня Съезда. В итоге сформулированы предложения по совершенствованию правовой базы местного самоуправления и работа по их реализации определена как главное направление деятельности Союза российских городов.

Ход и направление работы в 1995 году определило участие Союза российских городов в подготовке и работе Всероссийского совещания по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Федерации (17 февраля), ставшего первым организационным шагом к налаживанию взаимодействия всех уровней власти.

Позднее Указом Президента РФ №874 от 24 августа 1995 года был создан Совет по местному самоуправлению при Президенте РФ, в состав которого по предложению Союза российских городов вошли многие представители городов - членов Союза.

Затем был одобрен законопроект “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, подготовленный совместной рабочей группой с участием специалистов Союза и представленный Правительством РФ Президенту РФ.

Государственная Дума в первом чтении приняла альтернативный проект, подготовленный группой депутатов, что определило необходимость активного участия наших специалистов в доработке закона. Эксперты Союза добились того, чтобы в максимальной степени были учтены предложения практиков из городов.

Принятие Государственной Думой РФ окончательного варианта Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (12 августа) и подписание его Президентом РФ 28 августа 1995 года было важным событием для муниципалов.

Была сформирована официальная делегация России в Конгрессе местных и региональных властей Европы. В составе делегации большинство членов - представители Союза российских городов.

Протокол о создании Конгресса местных властей России был подписан 3 ноября ассоциациями и союзами местных властей, Конгресс должен был стать организационно-координирующим центром органов местного самоуправления и представлять их интересы в стране и за рубежом. Союз российских городов продолжил поиск поддержки и возможных форм взаимодействия с федеральными структурами на этапе формирования принципов построения Конгресса.

С первых дней своего существования Союз российских городов внедрял и пропагандировал в России основные положения и принципы, заложенные в Европейской Хартии о местном самоуправлении.

28 февраля 1996 года Хартия была подписана Россией.

Формируемая в последние годы, при непосредственном участии Союза, государственная политика в области местного самоуправления дала определенные результаты в 1996 году. В 67 городах, являющихся прямыми членами Союза российских городов, выбраны главы местного самоуправления и представительные органы власти. Внедрен на практике один из важнейших принципов организации местного самоуправления.

Несмотря на тяжелейшие финансово-экономические условия, множество проблем при формировании городских бюджетов, большому недостатку других материальных ресурсов, российским городам удалось избежать крупных социально-политических взрывов.

В большинстве городов России было налажено взаимопонимание между исполнительными и представительными органами власти местного самоуправления, началась конструктивная работа в интересах жителей.

На федеральном уровне экспертам Союза российских городов совместно с представителями штатных структур Правительства РФ и Госдумы ФС РФ удалось предотвратить неоднократные попытки проведения ревизии основных принципов организации местного самоуправления в России через внесение поправок в действующее законодательство Российской Федерации. Одновременно, после принятия Закона РФ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” получил дальнейшее развитие закон “ Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”,в разработка которого также принимали активное участие специалисты Союза.

Российская Федерация после вступления в Совет Европы подписала Европейскую Хартию местного самоуправления, тем самым решительно подтвердила выбранный курс на внедрение демократических форм управления.

Отстояв основы местного самоуправления в РФ, Союз российских городов в последующие годы своей работы эффективно занимался одной задачей - развитием местного самоуправления, отстаивая интересы городов перед государственной властью. На протяжении всей своей деятельности Союзом проводились семинары и конференции, организовывались встречи и поездки, собирался, обобщался и анализировался положительный опыт работы муниципальных образований, делалось все для того, чтобы этот опыт могли использовать все города России.

В январе2008 года в Екатеринбурге прошло расширенное заседание Правления Союза российских городов, на котором члены правления Союза, руководители крупнейших городов страны,  руководители межрегиональных ассоциаций отметили существенную роль Союза в формировании диалога между региональной и федеральной властью. Они обсудили тему, посвященную практике выражения коллегиального мнения. Также было отмечено, что поскольку правовые основы местного самоуправления уже сформированы, стало актуальным сделать акцент на экономическом развитии городов России.

В 2008 году была разработана и принята Концепция деятельности Союза российских городов «Города России – точки экономического роста и центры социального развития». В рамках этой концепции и осуществляется сегодняшняя работа Союза.

Руководителями Союза российских городов были главы администраций и мэры крупных городов, видные общественные деятели.

• 1991 − мэр города Рязани  Валерий Васильевич Рюмин

• 1992 – 1998 Депутат Государственной Думы первого созыва Федерального Собрания Российской Федерации Валерий Александрович Кирпичников

• 1998 − 2001 мэр города Омска Валерий Павлович Рощупкин

• 2001 − 2009 мэр города Екатеринбурга Аркадий Михайлович Чернецкий

С 2009 года Президентом Союза избран мэр города Ростов-на-Дону Михаил Анатольевич Чернышёв.

С апреля 2010 года Генеральным директором Союза российских городов назначена Александра Витальевна Игнатьева.